В Самаре обосновался великолепный бильярдист, мастер спорта международного класса Олег Еркулев. Теперь он будет выступать за сборную Самарской области. А так же передавать свой опыт начинающим бильярдистам и игрокам со стажем. Он начал работать тренером в Школе Бильярда.
В связи с этим событием, думаю, многим интересно будет узнать о личности Олега. Интервью с ним заполнит этот пробел, а если что-то окажется неясным, Олег сам с удовольствием ответит на вопросы.
Вопрос. Привет, Олег! Давай начнем с биографических данных. Когда и где родился?
Ответ. Родился я 26 июня 1988 года в поселке Переволоцкий, 60 км от Оренбурга. Жил там до 15 лет.
В. Т.е. начал приобщаться к бильярдному спорту там же?
О. Да, у отца была своя бильярдная школа. Он был там тренером вместе со своим товарищем, Вагифом Алиевым. Они тренировали по очереди.
В. Они сами организовали школу бильярда и тренировали детей?
О. Да, была бесплатная школа, в ней обучалось изначально порядка 30 учеников. Потом, происходил отсев, поскольку было всего 3 стола. Остались те, кто хотел тренироваться и у кого был потенциал. В итоге у нас осталось где-то 10 детей, которые занимались плотно, и порядка 20, которые занимались менее регулярно.
В. В каком возрасте ты начал тренироваться?
О. Тренироваться я начал с 8 лет.
В. Как тебе удавалось совмещать тренировки и учебу в школе?
О. Тренировался во время учебного года около 3 часов в день. Как наступало лето, я жил в бильярдной практически с утра до ночи. Тренировался по 10 часов все лето. А в учебное время всегда было можно найти свободных 3 часа.
В. Как учился, имею в виду успеваемость?
О. Вначале хорошо, класса до 8-го. А потом, когда стал успешно выступать на турнирах, стал очень много ездить. Меня как основного юношу сборной Оренбурга везде, на все турниры брали. И, естественно, стал много пропускать в школе. Поэтому успеваемость стала похуже. Да и учителя стали не очень хорошо относиться к моим поездкам. Поскольку им было не совсем понятно, чем я занимаюсь и куда езжу. Но когда я им привез несколько медалей, несколько кубков с крупных всероссийских турниров, меня зауважали, стали наоборот, помогать. Уже начали относиться как к спортсмену, особенно, когда стал чемпионом России.
В. В каком году это было?
О. В 2005 году на чемпионате России среди юношей. Как раз я школу заканчивал, и это помогло мне закончить хорошо 11 класс.
В. Кроме бильярда чем-нибудь занимался?
О. Да я занимался настольным теннисом. У нас в бильярдной стоял и теннисный стол. Одно время я даже бросал бильярд, чтобы заниматься теннисом. Через некоторое время я даже стал чемпионом поселка. Дальше мне стало неинтересно, потому что по сравнению с бильярдом настольный теннис мне показался достаточно примитивным.
В. Кто из твоих товарищей по бильярдной школе тоже добился хороших результатов?
О. Основные, кто достиг успеха, это – Вадим Агишев, он тоже стал чемпионом России, неплохо выступал на международных турнирах. Был Алиев Эльмир, сын второго тренера. Он был призером области. Он сейчас тренирует детей там же в Переволоцком. Синев Сергей был чемпионом области среди юношей, но рано бросил заниматься. Потому что было тяжело в Оренбурге прорваться в бильярде. Чтобы выехать на чемпионат России за счет федерации, нужно было занять обязательно 1-2 место. Если не занимаешь, то естественно, если хочешь ехать, едешь за свои деньги. За свои было тяжело, поэтому многие и бросили. А в Оренбурге на данный момент, по-моему, 13 мастеров. В то время было столько же, была серьезная конкуренция...
В. После школы продолжил получать образование?
О. После школы поступил в институт. Закончил два курса, а потом сделал выбор в пользу спорта.
В. Какой был первый серьезный успех для тебя лично?
О. Первый самый – в 13 лет я стал пятым на чемпионате России среди юношей, это было призовое место, подарили велосипед, выполнил звание КМС. Второй – стал чемпионом России в 2005 году, в 16 лет.
В. Продолжаешь тренироваться сейчас?
О. Да, конечно.
В. Ты тренируешься по определенным методикам? Готовишься к определенным соревнованиям или тренировочный процесс не зависит от соревнований?
О. У меня сейчас нет тренера, я сам себе тренер. У меня есть два направления тренировок. Первый – схема, тренировочные упражнения. Были разработаны моим отцом, Константином Павловичем Крюковым и мной лично. Из этих трех комплексов я составил комплекс, который для меня больше всего подходит. И периодически, когда требуется, я занимаюсь по этим упражнениям. Второе направление – работа над своей техникой.
В. Т.е. этот комплекс проходишь постоянно в процессе подготовки.
О. Да, этот комплекс постоянно повторяю, иногда чем-нибудь дополняю, меняю. Этих упражнений очень много. Если у меня что-то не получается, выбираю подходящие упражнения.
В. А как тебе удается самостоятельно оценить текущую форму, определить слабые места? Ведь без взгляда со стороны, несмотря на большой опыт, это сложно сделать.
О. Да, очень сложно. И все, кто меня окружает, профессионалы, любители, друзья мне подсказывают, что у меня не так. Конечно, я и сам чувствую, что не так, но взгляд со стороны тоже очень важен.
В. Т.е. для любого спортсмена, на любом этапе развития, наличие тренера - очень важная вещь?
О. Естественно. Поскольку у меня сейчас нет тренера, я всегда прошу, даже своих учеников, мне помогать.
В. Кроме этого, во время поездок на соревнования, наверное, не хватает тренерской поддержки?
О. Да. Эту роль выполняют друзья и родные. А когда этим занимается тренер, это еще лучше. Он может в определенный момент сказать, возьми перерыв. Или подсказать по игре, настроить на игру с определенным соперником.
В. У тебя есть распорядок дня, которого ты стараешься придерживаться?
О. Распорядок дня есть. Я стараюсь его соблюдать в период подготовки к турнирам. А так как турниров очень много, практически всегда идет подготовка к турнирам. Стараюсь соблюдать режим. Это режим сна, тренировок и питания, но его сложней всего соблюдать.
В. А какие-либо физические упражнения выполняешь?
О. Очень полезны утренние пробежки. Зарядка, приседания, отжимания, растяжка. Что-то легкое, что не забивает мышцы, а поддерживает их в тонусе.
В. Какие ты ставишь перед собой задачи на ближайшее время?
О. Стремлюсь улучшить свою технику. В ней всегда есть что улучшать. Твои руки должны воспроизводить с максимальной точностью, то, что ты задумал. А это без совершенной техники невозможно.
В. У тебя есть какие-либо кумиры, личности в бильярде или жизни, которые были для тебя примером?
О. Я всегда равнялся на родителей. А из известных личностей для меня таким человеком был Арнольд Шварценегер. Сильная личность. Смотрел много интервью, мне нравится его целеустремленность и его трудолюбие.
В. Как ты считаешь, важно ли для спортсмена иметь кумира?
О. Кому как. Я лично заряжаюсь положительной энергией от некоторых людей. Кому-то может это и не нужно.
В. Бильярд – это не только техника. Важны и психологические аспекты. Ты как-то над этим работаешь?
О. Да, конечно, психологический момент, один из важнейших компонентов игры. Потому что, даже натренировав идеальную технику, можно не суметь воспользоваться ей, если попал в состояние «отъезда». Выступления на турнирах сами по себе закаливают. И помогает правильное дыхание.
В. Есть разница, если ты попадаешь на турнире на знакомого соперника, с которым уже встречался, или совершенно незнакомого, о котором ты ничего не знаешь.
О. Вообще разница есть. Легче играть со знакомым соперником, но я стараюсь не думать о сопернике, когда играю. Стараюсь играть с шарами.
В. Но это достаточно сложно.
О. Да, иногда соперник совсем не дает подходить к столу, в этом случае тяжело думать только о своей игре.
В. Как ты пришел к занятию тренерской деятельностью?
О. Мне это нравится. И у меня получается это делать. Когда еще я не собирался этим заниматься, у меня был друг, с которым мы тренировались - Сергей Синев. Я ездил на все турниры международные, российские, а он никуда не ездил. Я приезжал и то, чему набирался в поездках, да и что нового узнавал от Константина Павловича Крюкова, который всегда с нами ездил, я старался передать это Сергею. У меня получалось легко донести эту информацию. И я видел, что мои знания очень помогли другу.
В. Можно условно разделить направление тренерской деятельности на два направления – дети и взрослые. Какое направление тебе ближе, интереснее?
О. Мне более интересно, конечно, работать с детьми. Растить молодых чемпионов. Но и взрослым я с удовольствием помогаю, мне нравится передавать знания человеку, который хочет научиться играть.
В. Если с мотивацией детей все понятно, все хотят быть чемпионами, то с целями взрослых не все однозначно.
О. Мне не важно, хочет человек обыгрывать своих друзей или хочет тренироваться, чтобы побеждать в турнирах, если он готов учиться. Ведь каждый ученик, который чему-нибудь научится, повышает общий уровень бильярда в городе Самара.
В. Как проходит у тебя процесс тренировок?
О. Существуют два типа занятий – индивидуальные и групповые. Те, кто хотят больше внимания к себе выбирают индивидуальные тренировки. Но и в группах 8-10 человек задания даются в зависимости от индивидуального уровня и подготовленности. Кто-то работает над техникой, кто-то над кладкой, к каждому ученику индивидуальный подход.
В. Что можешь сказать людям, которые играют в бильярд, но не тренируются?
О. Тем, кто не задумывается о тренировках и не знает, зачем ему вообще тренироваться, можно сказать – любой бильярдист, если у него будет лучше получаться, будет получать гораздо больше удовольствия от игры.
В. В Оренбурге ты тренировал?
О. Да, у меня было две группы в одном из клубов города. Одна группа девятилетних – шесть детей и вторая – пятнадцать десятилетних. Работал в спортивном комплексе Оренбуржье и мальчиками и девочками, были и групповые и индивидуальные занятия.
В. Какие твои ближайшие планы?
О. Планирую больше сосредоточиться на тренерской деятельности. Буду ездить на официальные турниры и меньше коммерческих.
Источник: http://www.llb.su/node/1929723
|