Бильярд появился в России более трехсот лет назад и всегда пользовался большой популярностью. Во времена СССР массовость этой игры значительно снизилась, она стала так называемым подвальным видом спорта. Однако мы видим, что в настоящее время популярность бильярда стремительно растет. И это вовсе не случайно.
Бильярд – интереснейшая интеллектуальная игра и в то же время прекрасный вид спорта, который вырабатывает у человека такие важные качества характера, как психологическая устойчивость, выдержка, умение сосредотачиваться и сдерживать свои эмоции, терпение.
Чтобы освоить азы этой игры, могут понадобиться месяцы, а возможно, и годы. Однако потом вы сможете вырабатывать у себя «бильярдный артистизм» и демонстрировать на поле бильярдного стола, казалось бы, невозможное.
Для занятий подавляющим большинством современных видов спорта существует возрастной барьер – для бильярда такового нет. В бильярд можно играть в любом возрасте, добиваясь высоких спортивных результатов и принимая участие в турнирах и соревнованиях как внутри страны, так и в международных.
За бильярдным столом часто можно увидеть профессиональных спортсменов: футболистов, теннисистов, пловцов и других. Они успешно осваивают новый вид спорта.
Что же необходимо спортсмену, который хочет успешно играть в эту популярную игру? В бильярде нет ничего второстепенного. Здесь важны и мастерство, и удача, и настрой игрока на конкретную игру, и, что, возможно, и есть самое главное, – физическая подготовка.
Представьте себе, что спортсмен за время игры одной русской партии проходит три с половиной километра, только не по дорожке стадиона и не по специальной трассе стайера-легкоатлета, а вокруг бильярдного стола. При этом он одновременно выполняет хороший комплекс упражнений из области спортивной и художественной гимнастики, проводит сложнейшие удары из самых невероятных поз, например из-за спины. Во время игры у спортсмена находятся в работе и синхронном взаимодействии все группы мышц, при этом они получают мощную силовую нагрузку и сохраняют эластичность.
Доподлинно известно, что бильярд великолепно тренирует мышцы глаз, развивает глазомер. Среди бильярдистов вы найдете немало прекрасных стрелков.
Бильярд развивает у человека сообразительность, находчивость, смекалку. Из тысячи возможных вариантов продолжения игры надо выбрать один, единственно верный и нанести удар, точный до микрона.
Бильярд –это игра-тайна, чтобы познать ее, надо приложить труд и набраться терпения.
В ней, как в любом виде спорта, конечно, есть элемент везения, тем не менее в бильярде все зависит от игрока. Это очень тонкая зависимость психофизического состояния человека и его руки, держащей кий и готовящейся нанести удар.
Не менее важно и то, что в бильярдной игре всегда присутствует интеллигентный, спокойный дух. Бильярду начинать учиться никогда не поздно и совершенствоваться в нем можно всю жизнь. Чем лучше спортсмен играет, тем интереснее ему тренироваться.
Стремясь освоить бильярд, вовсе не обязательно ставить перед собой задачу стать профессиональным игроком. Бильярд – это прекрасный досуг. Взявший в руки кий сразу поймет, что бильярд – это не просто перекатывание шаров, а необыкновенно красивая, умная игра, помогающая человеку раскрыть его возможности.
Глава 1. Моя любимая бильярдная.
История бильярда в Западной Европе
По справедливому замечанию Майкла Фелана, точное время возникновения игры на бильярде установить не представляется возможным. Эта игра такая же древняя, как и шахматы. Все единодушно считают, что родина бильярда – Азия, но одни полагают, что это Индия, а другие – Китай. В принципе все мячи и шары стали основой древнейших игр, придуманных человеком.
Китайская цивилизация, бесспорно, старше европейской. Здесь раньше, чем где бы то ни было на Земле, появились порох или, например, компас. Однако в силу ряда причин большинство подобных изобретений китайцы до конца так и не довели, а потому и бильярд у этого народа так и остался на уровне всего лишь детской забавы.
Вероятно, вместе со всеми прочими китайскими чудесами бильярд попал в Европу в XV или XVI столетии, но европейцы к этому времени уже успели придумать забавы, напоминающие китайский бильярд. Прежде всего следует упомянуть популярную в Германии средневековую игру, называемую Balkespiegel, где использовались обычные длинные столы с грубо обработанными бортами. Игрок, вооруженный палкой, загонял в углубления шар своего противника. Шары для этой игры делались из камня.
Средневековая Англия также имела свою забаву под названием Pall-Mall, напоминающую бильярд. Правда, игра происходила преимущественно в садах. Для этой цели грунт плотно утрамбовывали, а мячи проводили клюшками через ворота. Существовал и ряд правил, которых игроки неукоснительно придерживались. В середине XV столетия эти игры перекочевали из садов в залы благородных господ.
Особенной популярностью бильярд пользовался во Франции и в Англии, однако узнать, кто первым начал играть в эту замечательную игру, не представляется возможным.
Наиболее древнее упоминание о бильярде в Англии встречается в 1587 году, когда шотландская королева Мария Стюарт написала предсмертное послание к архиепископу Глазго. Несчастная претендентка на английскую ко рону выражала живейшее беспокойство о своем бильярде и просила найти ему другое помещение.
Однако во Франции подобное упоминание встречается гораздо раньше. Так, еще Людовик XI более чем за сто лет до печальной записки Марии Стюарт распорядился установить в собственных королевских покоях стол для бильярда. Впрочем, существуют доказательства еще более раннего изобретения бильярда Генрихом Делинье, проживавшим в период царствования Карла IX (1560–1574). Этот монарх был страстным поклонником бильярда, и никакие государственные заботы не могли отвратить его от любимого времяпрепровождения. Даже во время печально известной Варфоломеевской ночи, 24 августа 1572 года, король усилием воли заставил себя отложить кий, взять аркебузу и стрелять по гугенотам из окна королевской бильярдной.
Бильярд превратился в развлечение поистине королевское. Его просто обожал французский король Людовик XIII. В своем пригородном замке Фонтенбло правитель устроил бильярдный зал, которым можно полюбоваться и в настоящее время. Во времена трех мушкетеров игра в бильярд происходила на столах, не отличающихся внушительными размерами. Как правило, в этих столах было оборудовано около 10 луз. В средней части стола устанавливались небольшие железные ворота, впрочем, иногда особо богатые игроки использовали в их конструкции китовый ус. В этих воротах, сквозь которые проходили шары, устанавливалась фигурка короля. Соперники катали шары палками с утолщениями на концах, менее всего напоминавшими кий, а скорее похожими на дубинки или молотки на удлиненной ручке. Суть игры заключалась в том, что каждый из соперников стремился загнать короля в лузу при помощи шара.
Как и все новое, первые столы, предназначенные для бильярда, были весьма несовершенны, и современный игрок пришел бы в ужас, увидев их. Во-первых, их борта не отличались упругостью, и, как следствие, шары не могли отражаться от них, а ведь именно в этом состоит изрядная доля прелести бильярдной игры! Во-вторых, действовали игроки не стройными киями, а грубыми палками-дубинками, которые ни при каком условии не могли придать играемому шару вращение. Наконец, доска, на которой происходила игра, не была ни ровной, ни достаточно твердой. Поэтому можете себе представить, насколько игра в бильярд, которая столь мила сердцу нашего современника, в те далекие времена являлась занятием тяжелым и лишенным изящества и грациозности.
Однако ничто не стоит на месте, и с XIV столетия стало происходить неуклонное усовершенствование полюбившейся европейцам игры. Прежде всего дыры-лузы были оснащены сетками-карманами. Вместе с тем число их постепенно уменьшалось. Борта стола стали подбивать шерстью, а несколько позднее – делать резиновый кант, чтобы шары получали лучшее отражение. Идеальным было признано наличие на столе шести луз. Сам стол начал исполняться гораздо более тщательно и продуманно. Сначала стали обтягивать сукном его доски, а потом и борта. Палка игроков тоже приобрела иное обличье и все больше стала походить на знакомый нам кий.
С изменением внешнего облика игра приобрела и совершенно иной характер. Она сделалась необычайно популярной как среди представителей знати, так и в среде буржуа. В XVII столетии, например, в Британии бильярд стал увлечением настолько повальным, что каждый уважающий себя город имел приличный бильярдный зал, где в своем умении перекатывать шары соревновались не только азартные представители сильного пола, но и утонченные, однако не менее азартные хрупкие леди. Литераторы того времени часто упоминают факт, что девушки и женщины целые дни напролет проводили в бильярдной, не выпуская из рук кий.
Поначалу появление длинных киев было встречено владельцами бильярдных с изрядной долей опасения: они боялись, что острые наконечники будут портить сукно. И все же тревожились они напрасно. В это же время появились первые мастера бильярда, истинные асы. Их игра не только восхищала всех окружающих, но и способствовала все возрастающей популярности игры и стремлению подражать подобным игрокам.
Франция не отставала от Англии в своей любви к бильярду. В моду ввел его сам Людовик XIV. В его версальских апартаментах стоял бильярдный стол, и человек, искусный в этой поистине королевской игре, мог не только получить доступ в королевские покои, но и удостоиться высочайшей милости. Именно таков был некто Шамильяр – непременный партнер монарха, который вошел в историю исключительно благодаря своему умению гонять шары. Этот Шамильяр, помимо прочего, являлся искусным дипломатом и тонким психологом. Он нарочно проигрывал Людовику XIV ряд партий, но не все сразу и умел показать окружающим, насколько велико его искусство. Никто не мог отрицать того, что Шамильяр – игрок высшего класса, однако даже он проигрывал королю, при этом столь деликатно и ненавязчиво, что заподозрить его в обмане было невозможно. В результате Людовик XIV был весьма удовлетворен тем, что умеет обращаться с кием ничуть не хуже, чем лучший игрок его страны.
Без сомнения, Шамильяр не только виртуозно играл, но и умел доставить своей игрой удовольствие королю. Это удовольствие было настолько велико, что просто не могло не быть вознаграждено! Так и произошло. Карьера Шамильяра явилась поистине образцом стремительности. Когда-то он был простым писарем, но через краткий промежуток времени превратился в советника при парижском парламенте. Затем он занял пост контролера государственных финансов (отличная должность для заядлого игрока!), а в 1707 году ему был пожалован пост военного министра. Министр Шамильяр не умел управляться на поле боя так же виртуозно, как в бильярдной короля, поэтому вполне естественно, что однажды военная фортуна отвратила свой переменчивый лик от французов. Тогда (как всегда это было во Франции) немедленно обнаружились острословы, сочинившие эпиграмму на партнера по играм монарха в бильярд. Вся страна язвительно распевала песенку в стиле надгробной эпитафии:
Здесь Шамильяр похоронен,
Был королевским контролером
И на бильярде был герой,
А в министерстве – полный ноль!
Если обратиться к старинным хроникам, подробно описывающим жизнь монархов, например к книгам эпохи Людовика XIV, то можно увидеть гравюры, на которых запечатлены наиболее эффектные моменты игры в бильярд между монархом и Шамильяром.
В то время даже самые замечательные игроки не могли похвастаться, что в полной мере владеют своим шаром и могут дать ему желаемое направление. Успех игры в любом случае зависел от того, сумеет ли бильярдист ударить точно в центр шара. В противном случае получался кикс.
Игроки отдавали себе отчет в том, насколько несовершенен их кий. Некоторые пробовали спиливать его конец, натирать его мелом. Придумали даже сделать в наконечнике кия углубление, которое заливали гипсом или известкой. В результате можно было производить более совершенные удары.
В 1827 году игрок Манго изобрел кожаную наклейку на кий. Это новшество настолько сильно повлияло на удары, что изобретатель мгновенно сделался основателем новой школы в бильярде. Благодаря выдумке Манго шар мог проделывать многие неизвестные дотоле вещи: кружиться, стоять на месте, отбрасываться бортом или другим шаром, откатываться назад, внезапно менять углы и скорость. Это был самый настоящий пик популярности карамболя. Лузы сделались ненужными, а боковые удары привлекли всеобщее внимание. О прочих видах игр французы внезапно забыли. В бильярдных негде было упасть яблоку.
Вот как рассказывает о небывалой популярности бильярда во Франции один из современников Манго в 1827 году:
«Отличные кии (Манго) не сразу распространились. Игроки хотели воочию убедиться в превосходстве нового кия. Около этого времени я был студентом в Тулузе и, к стыду моему, сознаюсь, что бильярдное заведение мадам Мори брало перевес над факультетом. Я гораздо меньше занимался завоеванием Алжира и падением старшей линии Бурбонов, нежели великим открытием знаменитого Манго. Он привез с собой магический кий, который возбудил в кругу игроков сенсацию. Они волновались сильнее, чем астрономы при появлении новой кометы. Между тем Манго вызвал на состязание знаменитого в Тулузе игрока, майора Дуга.
В то время славился в Тулузе майор Дуга, который приписывал себе честь изобретения гипсового кия. Этот майор приобрел на войне чины, орден Почетного легиона, много странствовал, много всего видел; жизнь его была исполнена самых разнообразных приключений, но он ни о чем не говорил, кроме бильярда. Его настоящее место было за бильярдом с кием в руках, сигарой в зубах, и тогда Дуга забывал все в мире.
Понятно впечатление, которое произвело на него появление Манго в Тулузе. До сих пор майор был непобедим со своими гипсовыми киями, в которых он видел силу и славу и которые ему пришлось сложить в арсенале негодного оружия.
Манго со своим усовершенствованным кием был подобен ядру, пущенному в груду старых лафетов и пробившему в них брешь. Этот кусок кожи, приклеенный к концу кия, мало значил для людей, не понимавших боевых ударов, но для майора Дуга это был приговор его любимому кию. Майор это сразу понял, не захотел померяться силами с Манго: удалился в свое имение, чтобы ничего не слышать об успехах бильярдной игры, и сам ненадолго пережил гибель своего гипсового кия».
Из Франции в XVII столетии бильярд начал свое победное шествие в Германию и прочие страны Евразийского континента.
Некоторое время с бильярдным столом происходил ряд метаморфоз, поскольку людям свойственно пробовать новые модификации с целью улучшения качества игры. Поначалу форма стола была квадратной. Его пробовали сделать шестиугольным или даже восьмиугольным, пока наконец не была признана оптимальной современная вытянутая четырехугольная форма, причем пропорциональность ее соблюдается очень строго до сегодняшнего времени. Бильярдный стол может быть любой величины, однако его длина непременно вдвое больше ширины. В этой композиции заключено как бы два квадрата, и именно она таит в себе неоспоримые преимущества:
1. При подобной конфигурации все шесть луз находятся друг от друга на равном расстоянии, а, как уже удалось выяснить опытным путем, увеличение или уменьшение количества луз может сделать игру излишне простой или, наоборот, чересчур сложной.
2. При игре человек, находящийся около длинных бортов, без труда может достать шар, откатившийся на середину стола.
3. Отраженные в результате удара от бортов шары образуют четыре основных вида удара: от одного борта, двух, трех и четырех.
4. В игре может использоваться не только элементарное сыгрывание шаров в лузы, но и отыгрыш.
5. При сыгрывании шаров для игрока открываются невероятно широкие возможности посредством ударов через весь стол.
Величина столов для бильярдной игры также не оставалась неизменной. Все игроки единодушны во мнении: наиболее интересна игра на просторных, больших столах.
Что же касается России, то в ней развитие бильярда имеет ряд своих особенностей. Национальный российский бильярд представлен чисто русским типом лузного бильярда. В XIX столетии эта игра не отличалась совершенством, поскольку спортивный инвентарь подчас был излишне разнообразен, да и детали его не были тщательно рассмотрены с точки зрения их пропорций. Часто лузы намного превышали диаметром шары. В отношении бортов не существовало единообразия, и они то отличались излишней высотой, то, наоборот, были чересчур низкими. Устье луз делалось слишком длинным; из-за подобной конструкции шары, даже неудачно сыгранные, застревали в них, а не отталкивались. В результате подобных несообразностей соревнования становились неинтересными, поскольку уравнивали шансы на успех как высококлассных игроков, так и новичков...
Источник: http://thelib.ru/books/evgeniy_ostanin/bilyard-read.html
|