В поисках оптимального профиля бильярдного борта |
...несмотря на то, что за границей России изобретатели продолжали с энтузиазмом совершенствовать бортовые конструкции, к началу 20-го века уже сложились профили бортов, поразительно схожие с профилями сегодняшнего дня. Чтобы в этом убедиться, можно ознакомиться, например, с патентом Сэмьюэла Мэя (Samuel May) от 1901 года – предложенный профиль весьма похож на профиль современных столов для карамболя. Профиль Мозеса Бенсингера (Moses Bensinger), представленный в патенте от 1902 года, практически не отличается от профилей тех столов для пула, на которых играют сейчас. Современные профили бортов, применяемые на столах для игры в английский бильярд и снукер, были представлены в патенте Фредерика Линга (Frederick Ling), полученном в 1925 году. Возможно, кто-то скажет, что 1925-й год это – не начало века. Действительно, подмечено верно; но можно предположить, что представленный профиль был известен задолго до регистрации патента – ведь Линг был гражданином Великобритании, а получал патент в США. Наверняка, намерение регистрировать патент созрело не сразу, после чего, скорее всего, были сделаны попытки получить патент где-то в Европе. На это требуется потратить время, и отнюдь немалое. После же того, как было решено пройти процедуру регистрации за океаном, необходимо было ознакомиться с установленными правилами и требованиями, чтобы оформить все должным образом. Думается, что общаться с клерками патентного офиса приходилось с помощью почты и не единожды, а это – долгий процесс. Наконец, на рассмотрение заявки и принятие положительного решения уходят месяцы (а если внимательно присмотреться к датам заявки на патент и его выдачи, указанным на некоторых прочих патентах, то окажется, что на всю процедуру может уходить и несколько лет). В общем, у меня нет никаких сомнений в том, что современный профиль борта для снукерных столов был разработан (да и опробован) еще в 19-м веке. Если же не зацикливаться на патенте Линга, ссылка на который была приведена лишь в качестве примера, то наверняка можно отыскать и другие, более ранние, свидетельства существования обсуждаемого вида профиля. Однако, заграница – заграницей, но что же происходило в России? Ведь у нас всегда бывает что-то особенное, непохожее на других. В 1917 году случился величайший катаклизм – октябрьская социалистическая революция, поистине перевернувшая весь мир, а не только «сущую безделицу» – развитие бильярда в нашей стране. Захватившие власть гегемоны принялись последовательно крушить почти все из того, что было основательно создано, потом и кровью нажито, гениально задумано и осуществлено за многие предшествующие годы. Разрушались основы веры и морали, а человеческие же судьбы без сомнений и сожалений рубились под корень. Буржуазия искоренялась как класс; одного лишь «непролетарского происхождения» было достаточно для того, чтобы человека лишить свободы или даже отправить на казнь. Как же такие социальные потрясения и разрушительная доктрина новых хозяев страны повлияли на бильярд в России? Попробую ответить коротко, штрихами. За совсем короткий период были уничтожены почти все люди, действительно имевшие понятие о «высоком» бильярде и которые могли бы поддерживать и развивать традиции игры. Оставшиеся же в живых эмигрировали из многострадальной России. Существовавшие бильярдные фабрики и мастерские были полностью разрушены, а сам бильярд – объявлен вредным буржуазным наследием. Однако, это вовсе не помешало руководителям высшего эшелона «растащить» большинство имевшихся бильярдных столов по собственным дачам и там поигрывать в свое удовольствие. Если же говорить еще короче, то после октябрьского переворота Русский бильярд был почти искоренен, на некоторое время он просто перестал проявлять признаки своего существования. Ну а что же с материализацией продекларированного в пролетарском гимне лозунга «Мы наш, мы новый мир построим»? Оказалось, что разрушили-то бильярд основательно, а вот возрождать его никто и не собирался. Хорошо еще, что в некоторых местах (домах отдыха, санаториях, клубах работников творческих профессий) просто чудом уцелели отдельные столы, и бильярдная искра с огромным трудом смогла со временем возгореться. Непосредственно перед Великой Отечественной войной на бильярдном горизонте появилось некоторое оживление – стали проводиться хоть какие-то турниры, а нескольким ведущим игрокам даже было официально присвоено спортивное звание «Мастер спорта по бильярду». Тем не менее, на государственном уровне бильярд поддержки не получал и относился скорее к развлечениям, чем к спорту. После войны он потихоньку «задышал» и стал постепенно распространяться по стране, хотя и оставался, по сути, в андеграунде. Со временем бильярд, как магнит, притянул к себе внимание многих людей, захотевших к нему приобщиться. Но играть-то было почти не на чем – старое оборудование приходило в негодность, а собственного производства так и не было налажено. И хоть какой-то выход был найден лишь под занавес советской власти – бильярдные столы и инвентарь стали привозить из-за границы. Но наш бильярд существенно отличался от того, что было создано и успешно прижилось за «железным занавесом», поэтому многое приходилось переделывать, прилаживать к собственным потребностям, соединяя в единое целое части, относящиеся к разным видам бильярдной игры. В итоге родилась эклектичная комбинированная (прямо, как у Майкла Фелана!) конструкция стола для игры в Русский бильярд, которую мы и имеем сейчас – в постсоветское время. Достаточно ли хорошей она получилась? На мой взгляд – не очень. Пусть такую точку зрения разделяет далеко не каждый любитель бильярда, но все же есть и немало единомышленников. Приведу цитату из статьи В.В.Генералова «Куда ты катишься, шарик?»: «Что сегодня представляет собой стол для бильярдной игры в России? Итальянская плита китайского качества с английским вырезом для игры в снукер. Карамбольная резина (поставленная под произвольным, ни к чему не привязанным углом), предназначенная для игры меньшими (61,5 мм) шарами и для решения совершенно других задач, в рамках идеи и требований нелузной (sic) игры. Пуловское сукно, далеко не самого лучшего качества, и, опять же, предназначенное для меньшего размера шаров, давление которых на игровое поле несопоставимо с давлением «русского» шара (140 ? 285 граммов). И это притом (sic), что 12-футовую поляну гораздо сложнее выровнять (sic) для комфортной игры, чем 9-футовую, а квалификация «мастеров», перетягивающих два, а то и три стола за день, говорит сама за себя». Испокон веков в России действовала устоявшаяся традиция – «прикипать» к тому, что назначено свыше. И проявляется это буквально во всем, начиная с раболепского преклонения перед властью и заканчивая бездумным восхвалением того, что перепадает рядовым гражданам. Казалось бы, какое отношение к бильярду имеют такие отвлеченные рассуждения? На деле же – самое непосредственное. Если посетителям бильярдных клубов задать вопросы: «Хорош ли современный Русский бильярд? Нравится ли Вам существующее оборудование? Нужно ли что-то кардинально менять?», то подавляющее большинство из них ответит, что Русский бильярд – великая игра, имеющая законченный вид; что по большому счету они всем довольны, а потребность в переменах – от лукавого. Не буду здесь приводить аргументы с пояснением истинных причин и мотивов, движущих этими любителями бильярда. Благо, найдутся и такие люди, которые понимают, что сегодняшнее состояние бильярда в России это застой, а не расцвет, как утверждает недальновидное большинство. Они осознают, что необходимость в переменах назрела давным-давно, а можно даже сказать, что уже перезрела. И начинать нужно с построения новой (а, может, хорошо забытой старой?) концепции самой игры, что повлечет за собой множественные изменения, и в частности – конструктивные усовершенствования бильярдного стола. Возвращаясь же к частной теме, затрагиваемой в этой статье, можно констатировать – профиль упругого борта для Русского бильярда необходимо изменять. Схемы крепления упругих частей бортовых конструкций для современных столов, на которых играют в различные виды бильярда, представлены на рисунке. Ниже изображены профили бортовой резины. Профиль для игры в Карамболь называют трапецевидным. Профиль, устанавливаемый на столе для игры в Пул, имеет треугольную форму. Снукерный профиль обычно называется L-образным; при этом иностранцы говорят, что он представляет собой перевернутую букву L латинского алфавита. У нас же в Русском алфавите есть заглавная буква Г, на которую весьма похож бортовой профиль для Снукера; поэтому нам гораздо проще и даже логичней называть такой профиль Г-образным. Нетрудно заметить, что профили для Карамболя и Русского бильярда весьма похожи друг на друга по форме. Пожалуй, карамбольный профиль можно отличить по большему размеру выемки (канавки), расположенной со стороны, прикрепляющейся к деревянной части борта. Хотя, мне приходилось встречать изображения профилей для Карамболя и с небольшой выемкой. Естественно, профили для Карамболя и Русского бильярда отличаются по размерам: профиль для Русского бильярда ощутимо крупнее – соответственно размерам используемых для игры шаров. К сожалению, мне неизвестно почему для карамбольной игры был выбран именно трапецевидный вид профиля резины. Нет также и сведений о том, как выбирались его пропорции. Наверняка, проводились какие-то исследования, но, скорее всего, это были экспериментальные изыскания с применением так называемого метода проб и ошибок. При этом, конечно же, учитывалась специфика игры в Карамболь – именно она и была определяющей. Следовательно, выбранный таким образом профиль, не может наиболее эффективно выполнять свои функции для совсем другой игры – Русского бильярда... Источник: http://dbkcues.ru/articles/insearchofprofileboard/
|
Новые бильярдные награды Ростова Ронни О`Салливан: «Ко мне вернулся кайф!» Старейший бильярдист Иркутска о превратностях судьбы игрока
|
Компания "Биллиард31" ©, ИП Чепелов П. Н. |