“Пирамида c продолжением”
При игре в “Пирамида с продолжением” следует руководствоваться «Общими правилами Пирамиды» с некоторыми поправками. (Список поправок вынесен в пункты 6,8,9,10,11 настоящих правил), а также нижеследующими правилами.
1. Цель игры.
Первым (раньше соперника) набрать сорок одно очко.
2. Используемые шары.
2.1. Стандартный набор из шестнадцати бильярдных шаров для пирамиды: пятнадцать белых (цвета слоновой кости) шаров и один цветной (предпочтительно желтый) шар без номера.
2.2. В игре «Пирамида с продолжением» нет постоянного подразделения шаров на единственный биток (по которому бьют кием) и прицельные шары (по которым бьют битком).
2.3. При выполнении любого удара (за исключением начального) игрок может использовать в качестве битка любой шар на игровой поверхности стола (независимо от его номера и цвета). Соответственно все остальные шары на игровой поверхности стола (независимо от их номера и цвета) могут служить в качестве прицельных.
3. Исходная расстановка шаров.
Исходная расстановка шаров производится согласно п.8.1 и п.8.2 «Общих правил Пирамиды».
Выдержка из общих правил пирамиды.
8.1. Перед начальным ударом пятнадцать белых шаров устанавливаются в форме равностороннего треугольника (пирамиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Каждый шар должен соприкасаться с рядом стоящими шарами. При расстановке шаров следует использовать стандартный треугольник.
8.2. Цветной шар, используемый в качестве битка при выполнении начального удара (разбития пирамиды), располагается в доме.
4. Начальный удар (разбитие пирамиды).
Начальный удар производится с руки из дома в соответствии с п.11 и п.12 «Общих правил Пирамиды».
Выдержка из общих правил пирамиды.
11. Введение битка в игру (начало игры)
11.1. Биток вводится в игру начальным ударом с руки из дома.
11.2. В качестве битка при выполнении начального удара всегда следует использовать цветной шар.
11.3. Игрок, вступающий в игру первым, может устанавливать биток в любой точке дома, но не на линии дома (см. п.9 и п. 10).
Если биток установлен вне дома, то судья или соперник должны предупредить об этом вступающего в игру игрока до нанесения им удара. В противном случае считается, что биток введен в игру правильно.
Если вступающий в игру предупрежден о неправильном положении битка, он обязан его поправить.
11.4. Биток считается введенным в игру сразу после удара по нему наклейкой кия (см. п. 14).
11.5. До тех пор пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако любое касание битка после введения его в игру влечет за собой штраф.
12. Правильный начальный удар
12.1. Начальный удар (разбитие пирамиды) считается правильным, если после соударения битка с одним из прицельных шаров:
(1) один из шаров правильно забит в любую лузу; или
(2) по меньшей мере три различных прицельных шара коснулись борта (бортов); или
(3) два различных прицельных шара коснулись борта (бортов) и, кроме того, хотя бы один (любой) прицельный шар пересек центральную линию.
Если ни одно из указанных требований не выполнено, налагается штраф.
12.2. Если игрок, вступающий в игру первым, не смог произвести правильный начальный удар, его соперник имеет право:
(1) принять сложившуюся позицию шаров на столе и продолжить игру; или
(2) принять сложившуюся позицию шаров на столе и заставить нарушителя продолжить игру; или
(3) расставив шары заново, сам произвести начальный удар; или
(4) расставив шары заново, заставить нарушителя произвести начальный удар еще раз.
5. Правила ведения игры
5.1. Перед каждым ударом (за исключением начального) игроку предоставляется право выбора битка.
5.2. Если в результате правильного удара в лузу забит шар, то игрок производит следующий удар с возобновлением права выбора битка.
5.3. Если при правильном ударе ни один из шаров не забит в лузу, то право следующего удара c правом нового выбора битка переходит к сопернику.
5.4. В случае нарушения правил согласо п.6 настоящих правил игроку налагается штраф и право следующего удара c правом нового выбора битка переходит к сопернику.
5.5. Забивать в лузу можно как любой прицельный шар, так и биток от любого прицельного шара.
5.6. Объявлять заказ не требуется. При правильном ударе засчитываются все упавшие в лузы шары.
5.7. Любой удар (за исключением начального) должен завершиться в полном соответствии с п.9 настоящих правил. В противном случае – штраф.
5.8. После начального удара (разбития пирамиды) игра продолжается до момента, пока на игровом поле не останется два шара. Игрок, имеющий в этот момент право удара, получает выбор:
(а) Выставить полную пирамиду и продолжить серию ударом битком с руки из дома согласно п.9 настоящих правил, либо
(б) Выставить усеченную пирамиду из всех сыгранных шаров и продолжить серию согласно п.9 настоящих правил.
6. Штрафы
6.1. Штрафы налагаются в следующих случаях:
(1) если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров (см. п.5.3 “Общих правил пирамиды”);
(2) при неправильном начальном ударе (см. п.12.1 “Общих правил пирамиды”);
(3) если следующий удар начинается до завершения предыдущего (см. п.14.2“Общих правил пирамиды”);
(4) при неправильном ударе кием по битку (см. п.15 “Общих правил пирамиды”);
(5) при нанесении удара по битку с отрывом обеих ног от пола (см. п.16 “Общих правил пирамиды”);
(6) при запрещенном касании шаров (см. п.17 “Общих правил пирамиды”);
(7) при двойном ударе (см. п.18 “Общих правил пирамиды”);
(8) при пропихе (см. п.19.1 и п.19.2 “Общих правил пирамиды”);
(9) при неправильно завершенном ударе (см. п.9 настоящих правил);
(10) при выскакивании битка за борт (см. п.8 настоящих правил);
(11) при замедленной игре (см. п.26);
(12) при вмешательстве в игру соперника (см. п.28).
6.2. Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений, штраф взимается в одинарном размере.
Примечание! Обратите внимание на абзац 10 пункта данного пункта. Штраф налагается только если выскочивший шар – биток. Если выскакивает прицельный шар, штраф не налагается. Также смотрите пункт 8 настоящих правил!
Также обратите внимание ра пункт 9 настоящих правил, регламентирующий правильно завершенный удар.
7. Ведение счета.
7.1. За каждый правильно забитый в лузу шар игроку засчитывается одно очко.
7.2. В случае нарушения правил в соответствии с событиями описанными в п.6 настоящих правил со счета нарушителя вычитается одно очко. При этом шар с игрового поля не снимается.
7.3. Игра продолжается пока один из игроков не наберет 41 (сорок одно) очко. Этот игрок признается победителем партии.
8. Выскочивший шар
8.1. Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.п.).
8.2. Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола.
Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность.
8.3. В случае если выскочивший шар – биток, налагается штраф.
8.4. Все выскочившие шары выставляются после завершения удара согласно п.25 «Общих правил Пирамиды».
9. Правильно завершенный удар
9.1. Любой удар (за исключением начального) считается правильным (правильно завершенным), если не нарушено ни одно из положений настоящих Правил, и, кроме того, после соударения (касания) битка с одним из прицельных шаров любой из шаров на игровой поверхности произошло следующее:
(1) Биток или прицельный шар забит в лузу;
или
(2) Любой из шаров отражается от любого борта, а затем: (а) касается другого борта, или (б) доводит до другого борта любой шар или (в) касается любого шара, стоящего вплотную к другому борту;
или
(3) Оба шара (биток и прицельный шар) пересекли среднюю линию.
или
(4) Любой из шаров касается борта в зоне средней лузы (см. п. 11 настоящих правил).
9.2. Если ни одно из указанных условий не выполнено, то налагается штраф.
9.3. Касание борта в зоне средней лузы подразумевает что точка касания шара с бортом находилась между отметками на бортах, которые очерчивают зону средней лузы.
Примечания:
1. Все элементарные игровые события (соударения шаров, отражения от бортов, пересечения центральной линии стола и т.д.) должны происходить только в указанной выше последовательности. В противном случае – штраф.
2. Если биток бьет по прицельному шару, стоящему вплотную к борту, а этот прицельный шар в свою очередь воздействует на биток и доводит его до другого борта или попадает в зону средней лузы, то удар считается безусловно правильным, если имело место два отдельных соударения – «биток-прицельный шар» и «прицельный шар-биток».
Если же двух отдельных соударений не было, то завершившийся подобным образом удар считается правильным лишь при условии, если игрок до удара предупредил судью о том, что прицельный шар касается борта. В противном случае – штраф.
10. Установка усеченной пирамиды
10.1. Четырнадцать сыгранных шаров устанавливаются в форме равностороннего треугольника (пирамиды) с усеченной вершиной. (Без верхнего шара, который при выставлении стандартной пирамиды располагается на задней точке)
10.2. Мнимый центр верхнего шара располагается на задней отметке, а ниждий ряд параллельно заднему борту. Каждый шар должен соприкасаться с рядом стоящими шарами. При расстановке шаров следует использовать стандартный треугольник.
10.3. Если один из шаров оставшихся на игровом поле попадает в область выставления пирамиды, то он включается в состав пирамиды.
10.4. Если оба шара расположены так, что выставление неполной пирамиды с продолжением серии не представляется возможным (оба шара находятся в области выставления пирамиды), то выставляется полная пирамида и производится начальный удар согласно п.11 и п.12 «Общих правил Пирамиды».
11. Зона лузы
11.1. Полукруг с центром в центральной точке средней лузы, которая совпадает с точкой скатывания шара с радиусом 102мм (1,5 диаметра шара) очерчивает зону лузы.
11.2. Вместо полукруга на верхней части бортов могут быть нанесены отметки очерчивающие зону средней лузы также на расстоянии 102мм от центра средней лузы. Отметки наносятся в виде линий перпендикулярных линии борта от кромки борта до начала деревянной части борта;
12. Разрешение споров
12.1. Окончательное решение в спорных ситуациях выносит судья.
12.2. Если игра проходит без судьи возле стола, и игроки не могут прийти к общему мнению в спорной ситуации, они обязаны обратиться к Главному судье.
12.3. Если судья не может принять объективное решение по разрещению ситуации, он может бросить жребий монетой.
Небольшое практическое разъяснение правил:
1. Принцип игры в “Пирамиду с продолжением” как у “свободной пирамиды”. т.е. можно выбирать любой шар как биток. Правила разбоя, ударов и прочего – как в «свободной пирамиде», кроме трех доработок.
2. Игроки обмениваются сериями забитых шаров. Переход хода наступает при промахе или штрафе.
3. Когда на столе остается 2 шара, игрок, которому принадлежит право удара, решает: выставить пирамиду заново и произвести удар с руки из дома, или выставить неполную пирамиду и продолжить игру с той позиции, которая есть на столе.
4. Если шары находятся в зоне выставления пирамиды, что делает невозможным ее установку остается один вариант – выставление полной пирамиды и удар с руки из дома.
5. Партия продолжается до тех пор, пока один из игроков не наберет 41 очко (41 забитый шар).
6. При штрафе, шары не снимаются с поля. У оштрафованного игрока отнимается одно очко.
Некоторые доработки “общих правил пирамиды”, которые используются в этой игре:
1. Если при ударе вылетел биток, тогда штраф.
2. Если при ударе вылетел прицельный шар – штрафа нет. Если при этом забит любой другой шар, он засчитвыается, вылетевший прицельный шар выставляется, и игрок продолжает серию.
3. Правильным удар считается если один из шаров забит, либо биток или(и) прицельный коснулись двух бортов, либо оба шара пересекли среднюю линию, либо один из шаров коснулся борта в зоне средней лузы (была атака на лузу).
4. Спорные ситуации разрешаются с помощью монеты.
Преимущества игры “Пирамида с продолжением 41” по сравнению с другими видами игр в пирамиду:
1. Один или два шара не решают исход целой партии. Мы уменьшаем “фактор случая”.
2. Мы увидим не серии по восемь шаров после разбоя (что не сложно сегодня сделать), а более длинные и интересные серии в условиях когда на поле остается все меньше и меньше шаров. При этом моментально проявляется разница в тактическом и техническом мастерстве соперников.
3. Благодаря отсутствию партий набирать либо удерживать перевес становится сложней. Игра приобретает большую остроту и зрелищность. При этом проигрывающий игрок имеет больше шансов переломить ход поединка.
4. В длительных сериях лучше проявляется психологическая подготовка игроков. На пердний план выходит тактическое мастерство и умение контролировать позиции шаров на поле.
5. Отыгрыш становится возможным только при условии касания двух бортов либо когда оба шара пересекают середину. Благодаря этому игру сложнее “засушить” непрерывными отыгрышами. Также важность приобретает умение качественно активно отыгрываться, а не только забивать.
6. Вылетевший “чужой” не засчитывается как штраф, поскольку это редко является следствием некорректного удара. В основном это следствие проблем с оборудованием или стечение обстоятельств. Таким образом, игрок может уверенней производить сильные удары “чужого” в створ лузы без риска быть оштрафованным при вылете шара. |