События мира бильярда. |
23.01.2012 г. |
Русский бильярд. История болезни от Виталия Архипова
Статья Сергея Локтева «Детская болезнь левизны в «Пирамиде» или Русский бильярд тяжко болен» натолкнула на размышления еще одного автора, время от времени публикующего статьи на нашем сайте. Встречайте «историю болезни русского бильярда от «Хабиба». Да, Русский Бильярд болен. Но «заболел» он гораздо раньше, ещё в конце позапрошлого - начале прошлого веков. Если Вы почитаете описание игр на лузном бильярде в книгах 1850г. американца М.Фелана или англичанина Э.Кентфилда, то не без удивления обнаружите описание «Russian Game» с пятью шарами пяти разных цветов, и продвинутыми правилами начисления очков (и штрафов) за сыгрывание шаров или делание карамболей в зависимости от вида лузы (угловая или средняя). Если почитаете ещё европейской бильярдной литературы того времени, то вас посетит мысль, что английская игра снукер, появившаяся в 1875г. была создана из комбинации этой «Русской Игры» и 15-шаровой «Пирамидки», имевшей также русские корни. Это говорит о том, что престиж Русского Бильярда в бильярдном мире середины 19 века был велик. Этому немало способствовала победа России над Наполеоном и поход русских войск (и офицерства как носителей русской бильярдной культуры) через Европу до Парижа в 1814г. И хотя современный «строгий» стандарт русского бильярда был узаконен известным фабрикантом бильярдов и сильным русским игроком Фрейбергом только в 1850г., строгость русских столов и высокая точность игры русских игроков была известна в Европе и ранее. Об этом говорит упоминание в описании русской игры в вышеуказанных книгах о том, что в России (на русских столах) игра идёт до 40 очков, в то время как на столах английского образца до 100. Собственно, англичане, изобретая «Снукер», стали усложнять «Русскую Игру», комбинируя её с «Пирамидкой» потому, что на их «дырявых» столах наши игры были несколько просты технически, в то время как идея игр их привлекала. А американец М. Фелан, патентуя в 1856 г. новую форму луз для американского бильярда, получившему впоследствии название Пул, срисовал эти пропорции (короткое устье лузы и малый радиус скругления губ) с Русского Бильярда, который он мог видеть, и играть в него, в русской американской колонии в Сан-Франциско. И строгость луз в патенте Фелана была не в пример строже современного пула, что видно из иллюстраций к его книгам - практически как фрейберговская. Для справки: со времён родоначальника пула Фелана, дважды уменьшались размеры стола (с 12 до 11, и до 9 футов) и при этом увеличивались размеры луз. Так вот, ещё в конце 19 века в Русском Бильярде начался кризис. Косвенно об этом говорит и книга А.И. Лемана 1885г., в которой он не упоминает вышеупомянутую «Русскую Игру в 5 шаров» (не путать в Пять шаров с карамболями, прародительницу финской Кайзы). А также второе издание его книги в 1905г, где он критикует производимый его современниками инвентарь. Не буду углубляться в причины этого. Скажу только, что после революции 1917г., развитие Русского Бильярда остановилось совсем, так как большая часть носителей русской бильярдной культуры (офицерство, интеллигенция, дворяне) вольно или невольно исчезли. Исчезли носители культуры, но инвентарь остался. Свято место пусто не бывает, и его стал осваивать заново пролетариат во времена НЭПа. Как признак деградации Русского Бильярда в 1920-х годах появилась игра без битка «Американка», само название которой происходит от безбашенного спора «на американку», то есть спора, когда проспоривший узнаёт что он должен сделать, уже после того как проспорил. Игра без битка автоматически привела к легитимности «дураков» и, как следствие, к допустимости сыгрывания своего шара при ударе (вначале в «Американке» засчитывались только чужие). По смысловому содержанию «Американка» была громадным шагом назад в сравнении с дореволюционными играми, но нет худа без добра, именно «Американка» подтолкнула русских игроков к изучению технических приёмов сыгрывания своего шара в строгую лузу, без которого невозможно представить современный Русский Бильярд. Неверно будет сказать, что сыгрывание своего шара при ударе прошло мимо европейской бильярдной мысли. Напротив, одна из первых европейских игр на лузном бильярде «Losing Game» подразумевала как раз необходимость сыгрывания своих шаров. И произошедший, в том числе и от неё «Английский бильярд» (Кэнон), также использует сыгрывание своего шара. Однако, уже тогда было понято, что допустимость сыгрывания битка противоречит необходимости построения сложных правил игры на лузном бильярде при нестрогих лузах. Именно поэтому спустя некоторое время на французских столах нестрогие лузы исчезли совсем, а на английских столах с нестрогими лузами сыгрывание битка, в ставшем популярным снукере, нелегитимно, то есть приводит к штрафу. Оттачиванию мастерства сыгрывания своего шара в строгую лузу немало способствовало появление в России игры «Московская/Сибирская», изобретённая в 1930-х годах мастеровым бильярдистом из Красноярска Ливандским. И хотя в «Московской» игра ведётся битком, именно допустимость сыгрывания битка не позволяет игре получить достойное тактическое наполнение, сводит её к однообразному приёму «скатки битка с рук», как бы технически непрост и по-своему красив он ни был. С тех пор прошло 80 лет. Лет, за которые пул приобрёл всемирную популярность, благодаря своему техническому упрощению, ориентацию на массовость и коммерческую сторону развития. За которые карамболь прошёл путь от простого к трёхбортному, а мастерство управления битком в нём достигло недосягаемых высот, то есть развивался он как искусство управления битком, что доступно немногим, и карамболь не может похвастать массовостью. За которые популярный в Англии снукер распространялся по миру и приобретал новых приверженцев, благодаря своей тактической красоте, и несмотря на немалую техническую сложность. И в настоящее время превратившийся в профессиональный спорт, благодаря энтузиазму и хватке небезызвестных лиц, усмотревших в его зрелищности коммерческий потенциал и организовавших на нём прибыльный бизнес. Лет, за которые Русский Бильярд прошёл путь от послереволюционной деградации и почти полного послевоенного забвения к возрождению 1990-х, когда возродилось производство достойного инвентаря, как грибы стали появляться бильярдные клубы, возродилось спортивное движение. И сейчас, когда в Русский Бильярд заиграли десятки тысяч людей, как никогда остро стоит вопрос самоопределения, осознания своей истории и пути развития Русского Бильярда как Спорта, как Игры, как культурного явления. Необходимо осознать свою самобытность, своё достойное место в мировой истории бильярда. И тогда станет очевидно, что современный инвентарь Русского Бильярда не соответствует фрейберговским стандартам, которые отражали чаяния русских игроков славных 1850-х, что карамбольная резина на русских столах формирует псевдо-строгие легкопроминаемые лузы и стимулирует несвойственный русским игрокам «хлопушечный» стиль игры, где точность удара уходит на второй план, уступая место силе удара. Что популярные ныне спортивные игры на Русском Бильярде (Американка, Московская, Невская), созданные во времена упадка русской бильярдной мысли, не достойны его в убогости своих концепций, не способны привлечь и удержать внимание зрителей, чтобы способствовать его дальнейшему достойному развитию. А осознав и проанализировав путь развития других ветвей бильярда, понять, что путь Русского Бильярда, сутью которого является техническая сложность удара (демонстрацией чего служит строгость луз), далёк от пути развития Пула, и искать его надо между путями развития Снукера и Карамболя. Понять, что отправной точкой в развитии Русского Бильярда должна быть его потенциальная зрелищность, которая удержит зрителей а, значит, привлечёт телевидение и рекламодателей, а в будущем привлечёт бизнес, который захочет зарабатывать на Русском Бильярде и для этого сделает его профессиональным, то есть будет содержать профессиональную лигу передовых игроков. Именно в такой причинно-следственной связи, а не иначе. Поэтому первостепенной задачей считаю создание новой игры (игр), ориентированных на демонстрацию зрелищных элементов Русского Бильярда, способных удержать внимание непосвящённого зрителя, свободных от известных недостатков существующих, упомянутых выше спортивных игр. Необходимо использовать для этого все доступные средства: и цветные шары, и элементы шоу в телетрансляциях, и креативный внешний вид игроков, и прочее. Первостепенным элементом зрелищности бильярдной игры является борьба, соперничество. Поэтому в техническом плане игра должна быть сложна, не должна позволять выиграть одному игроку без борьбы, то есть сыгрывание партии с кия должно быть задачей невероятной трудности. И, в то же время, игра должна быть легка в восприятии и контроле со стороны зрителя, чему безусловно способствует игра одним шаром (битком), разноцветные шары на столе и их умеренное количество. При этом предстоит задача разрешения противоречия между зрелищностью игры одним шаром, допустимостью сыгрывания битка и необходимостью построения технически сложной концепции игры. Полагаю, в новой игре «Цыганочка» найден игровой принцип, гармонично удовлетворяющий всем этим требованиям. К тому же, в ней практически полностью исключено влияние случайных шаров (дураков) в пользу играющего, которое отличает современные спортивные игры на Русском Бильярде и демонстрирует убогость их игровых концепций. Не хотелось бы, чтобы моё видение предмета дискуссии было расценено как огульная критика, попытка «тянуть одеяло каждый на себя». Это плод длительных размышлений, изучения истории, результатов проб и исканий. Я открыт к конструктивному диалогу. Источник: http://www.billiardsport.ru/ |
Бильярд, бильярдные столы, биллиардные шары, киевницы, полочки, кии, светильники, мел, аксессуары для бильярда, многое другое... |
Компания "Биллиард31"" ©, 2009-2011 гг. ИП Чепелов Павел Николаевич, ОГРН 309507408300090 |