Впервые серийное правило применительно к бильярдной игре упоминается в 1773 г. в английском журнале Covent_Garden при описании игры с названием "Russian Сarambole". Это делает возможным обоснованно предположить, что серийное правило в бильярде введено в Российской Империи, проще говоря - русскими. С тех пор прошло два с половиной столетия, и мы уже не мыслим себе бильярд без применения серийного правила, дающего игроку в случае результативного удара право на следующий удар.
С появлением серийного правила, мастерство бильярдной игры стали оценивать по количеству безошибочных результативных ударов, выполненных игроком, то есть серии. Стали устанавливать всё новые и новые рекорды серийности. Однако, с ростом серийности вдруг выяснилось, что чрезмерно большие серии, затянутые по времени, теряют в зрелищности, так как утомляют зрителя и снижают накал борьбы. Это привело к тому, что некогда популярные игры, в которых устанавливались рекорды серийности, уступили место новым играм - технически и тактически более сложным, в которых серийность резко упала, в то время как зрелищность их, в сравнении с играми предшественниками, возросла. Так, на смену простому карамболю пришёл трёхбортный карамболь, а на смену трёхшаровому кэннону пришёл снукер.
Существует распространённое мнение, подпитываемое коммерческими успехами мирового снукера, что зрелищность современного отечественного бильярда (пирамиды) также заключается в серийной кладке по выходам. Собственно, в угоду повышения серийности и связанной с ней динамичности игры, в своё время были произведены изменения правил пирамидных игр, а именно: активный разбой, штраф с поля на полку. И была даже придумана новая игра «невка», построение серий в которой облегчено до предела. Однако, при этом не принимается во внимание, что унаследованная Пирамидой от Русского биллиарда строгость луз противоречит серийной кладке по выходам. Противоречит потому, что строгость луз призвана демонстрировать исключительно точные удары, а всё исключительное не может быть серийным, в противном случае оно перестаёт быть исключительным. При размышлениях над этим противоречием и выискивании убедительных аргументов, опровергающих необходимость серийной кладки для зрелищности отечественного бильярда, мне пришла в голову мысль посмотреть, как изменятся существующие на бильярде игры, если из них убрать серийное правило, то есть если игроки будут делать удары строго по очереди, независимо от результата удара. Собственно, так и играли до 18-го века, правда игры тогда были другими.
Итак, посмотрим как изменится логика и зрелищность игр, если из них убрать серийное правило.
В снукере сначала игроками по одному будут разыграны красные шары. При этом удары по красным шарам будут делаться по-отыгрышу, скорей всего - с целью заснукерить биток за цветные шары. После того как все красные шары будут сыграны игроками, они начнут таким же образом по-очереди сыгрывать цветные шары по порядку номеров, стремясь при сыгрывании очередного шара спрятать биток от «следующего» шара за другой шар. При равенстве сил игроков, игра дойдёт до последних шаров, то есть в игре будет напряжённая борьба, демонстрирующая как кладку чужих, так и тактические проводки битка. Полагаю, игра станет менее зрелищной, так как характер её серьёзно изменится, а течение станет затяжным.
В пуловской девятке характер игры изменится кардинально. У игрока будет несколько рациональных возможностей: Если очередной шар «виден», то - попытаться сыграть девятку комбинацией; - если комбинация не просматривается, то отыграться от очередного шара, попытавшись заснукерить биток от очередного шара за другие шары, - если комбинация не просматривается, то сыграть очередной шар с отыгрышем битка, то есть спрятав от следующего очередного шара за другие шары. Если очередной шар «не виден», то - пытаться попасть по очередному шару от борта (-ов), - преднамеренно совершить штраф ударом битка по внеочередному шару с целью затруднить сопернику сыгрывание девятки комбинацией очередным шаром ударом с рук. При такой игре в исполнении техничных игроков, девятка будет сыграна очень не скоро, то есть игра будет нести выраженный тактический характер. Полагаю, такая игра не будет зрелищной.
В трёхбортном карамболе игра практически не изменится. Возможно, появится некоторая тактика, то есть в сложных позициях, когда вероятность промаха при исполнении 3-б-карома высока, отстающий в счёте игрок будет предпочитать атакующему удару тактический удар, создающий сопернику подобную, трудную для исполнения 3-б-карома позицию. Скорее, это даже украсит игру, не слишком удлиннив её течение. При равенстве сил соперников будет идти равная борьба, которая разрешится с минимальным перевесом в очках. Полагаю, зрелищность трёхбортного карамболя сохранится примерно на том же уровне.
Рассмотрим игры Пирамиды.
В невской (динамичной пирамиде) сыгрывать свояка практически перестанут, так как следующий чужой будет делать ударом с рук соперник, что будет для него подарком. Также перестанут отыгрываться битком к лузе. Значит, будут стремиться сыгрывать чужих по отыгрышу битка к борту или примазывая его к шарам. Чужих станут атаковать не только прямыми, но и от борта, шаром/от шара. По сути, игра превратится в шведку (малую русскую пирамиду 71 очко со счётом шарами). Единственно, что восьмой шар игрок скорее всего будет сыгрывать свояком по отыгрышу (в том числе от борта или французом), а значит изменится игра в последнем шаре. Очевидно, что невская станет намного более требовательна к техническому арсеналу игрока, а характер её станет более затяжным, как в шведке. На мой взгляд, это всё же зрелищней, чем примитивная невская с серийным правилом, и одновременно немного зрелищнее шведки за счёт разнообразия её редкими свояками.
Похожая картина произойдёт и в московской (комбинированной пирамиде). Сыгрывать свояка с игры станет не так выгодно, так как следующий свояк соперник будет делать с руки из дома, что просто. С другой стороны, если соперник с рук свояка сыграет, то следующий свояк с рук будет делать опять игрок. Возможно, так и будет продолжаться дальше, но скорее всего, отстающий в счёте предпочтёт с руки играть не свояка, а чужого по отыгрышу. То есть, сыгрываний свояков в московской резко поубавится, а сыгрываний чужих по отыгрышу, в том числе от борта, шаром/от шара станет больше. Тактическая борьба не будет такой нудной, как это бывает в обычной московской, так как оправданный риск становится больше, ибо соперник не может наказать за ошибку более чем одним шаром. Полагаю, такая московская станет более сбалансированной и динамичной, зрелищность её прибавится.
И наконец американка (свободная пирамида). Как и в обычной американке, разбивая пирамиду игрок будет стремиться сыграть биток, однако делать это он будет аккуратно, чтобы оставить как можно меньше лёгких вариантов для следующего удара соперника. В начале партии игроки будут по очереди сыгрывать самые простые шары чужими или свояками, пытаясь отыграть второй шар в неигровую позицию. Впрочем, в некоторых позициях игроки будут пытаться сыграть сразу оба шара - штанами или оба в одну лузу. После ряда ударов часть шаров будет сыграна, позиция упростится, и лёгких вариантов игры не останется. Начнётся тактика, то есть - отыгрыши. При ошибках по отыгрышу будут периодические атаки луз ударами либо по отыгрышу второго шара, либо без отыгрыша на две лузы. Очевидно, что при игре равных соперников игра будет идти до последних шаров, выиграть «в сухую» в такой игре практически невероятно. Заметим, что если в обыкновенной американке зачастую серии строятся на автовыходе, то есть без особой демонстрации контроля движения двух шаров, то в американке без серийного правила стимула для игры с контролем двух шаров больше. Ещё один положительный момент: это то, что падение случайного шара «дураком» становится не таким критичным, так как воспользоваться этой случайностью и развить успех игрок не сможет. На мой взгляд, такая игра будет и зрелищнее, и технически требовательнее, что впрочем взаимосвязано. Вначале будут простые варианты, а концовка будет сложная - в последних шарах. А если играть со строгим заказом с джентльменским дополнением, то есть без «дураков», а также без требования активного разбоя, то игра становится вполне достойной, чтобы называться Бильярдом, несмотря на то, что ведётся любым шаром.
Когда в своих размышлениях я дошёл до этого момента, я опешил. )) Как же так, откуда в игре любым шаром мог взяться Бильярд? Размышляя дальше, я понял причину. Дело в том, что слишком часто звучит фраза «бильярд это шахматы в движении». А эта игра, как никакая другая игра на бильярде, ассоциируется с шахматами. Судите сами: - как и в шахматах, где игрок может ходить любой своей фигурой на выбор, в этой игре игрок может кием двигать любой шар;
- как и в шахматах, где игроки ходят фигурами строго по очереди, в этой игре также ходят поочерёдно;
- как и в шахматах, где зачастую после бурных разменов в миттельшпиле наступает относительно спокойный тактический эндшпиль, в этой игре также вначале часть шаров «разменивается», после чего начинается тактическая игра (отыгрыши) с редкими атакующими действиями;
- как и в шахматах, где существуют различные дебюты, от агрессивных гамбитов до относительно спокойных закрытых начал, в этой игре можно разбить пирамиду как агрессивно, практически вынуждая противника на серию «разменов», так и аккуратно, предлагая сопернику относительно размеренное состязание.
Можно найти и другие, более мелкие аналогии. Например, сыгрывание двух шаров («штанами» или в одну лузу) сравнить с двойным шахом или шахматной «вилкой»; преднамеренный подбой кластера нерезультативным ударом, с целью создания нескольких лёгких продолжений игры, сравнить с комбинационной жертвой фигуры.
К достоинствам такой игры, полагаю, можно отнести более высокий (по сравнению с обычной американкой) процент оправданного риска в закрытых позициях, так как наказание соперника за ошибку будет оцениваться всего лишь одним шаром, что в большинстве случаев не фатально. Это будет стимулировать игроков в закрытых позициях второй половины партии сыгрывать свой или чужой шар от борта, и даже сыгрывать свояка «французом», что в обычной американке практически не увидишь, так как «не по игре».
Посмотрим, какие недостатки имеются в такой игре и попробуем их исправить. В этой игре невозможно поставить сопернику снукер, что обедняет тактику. Исправить этот недостаток можно посредством введения в игру контрольного шара, по которому кием бить запрещено, и касание которого другим шаром будет приводить к штрафу. Удобно для этого использовать цветной шар (биток) в обычной белой пирамиде шаров. То есть, цветной шар ставим на центр поля, а пирамиду белых шаров без верхнего шара разбиваем белым шаром. После каждого штрафного касания контрольный цветной шар возвращается на свою (центральную) отметку. Если игра доходит до последнего белого шара, то есть счёт стал 7:7, то разыгрывают сам контрольный шар; в этом случае белый шар выступает для игроков в роли общего битка.
Разумеется, главный недостаток игры, а именно - возможность игрока выбрать самое простое продолжение из массы возможных, демонстрирующий неуверенность его в собственных возможностях, устранить невозможно, так как он обусловлен правилом игры любым шаром. Однако и этот недостаток не так рельефен, так как логика игры стимулирует игрока выбирать не самый простой вариант, а вариант посложнее, но убирающий с игры два шара, участвующих в наибольшем количестве простых продолжений...
http://ru-billiards.ucoz.ru/blog/razmyshlenija_o_serijnom_pravile/
|